Давайте поговорим о слухах и сплетнях, ваше отношение к ним, методы изучения и т.д.
Слухи и сплетни
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться22009-11-10 20:03:45
Сплетни и слухи
Одна из разновидностей слухов — сплетни. Словарь С. И. Ожегова определяет сплетню как «слух о ком-чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях». И дает примеры словоупотребления: «Пустить сплетню. Обывательские сплетни».
Внешне сплетни обычно всеми осуждаются как проявление поверхностных интересов, «погоня за сенсациями», проявления «интриганских методов» и т. д. Тем не менее, сплетня сохраняет живучесть и определенное место в общественных отношениях. Это обусловлено многообразием ее социальных и психологических функций. Главная из них, как и у слухов, — информационное самонасыщение масс по собственным каналам. Как и слух, сплетня — особый механизм формирования психологии масс.
В чем разница сплетни и слуха? В отличие от слуха, который всегда недостоверен, под сплетней понимают ложную или истинную, проверенную или не поддающуюся проверке (и, в этом случае, обычно маловероятную), неполную, пристрастную, но правдоподобную информацию о делах, которые рассматриваются как личные, но могут иметь широкий резонанс, и об обстоятельствах, касающихся достаточно закрытых сторон жизни элитных групп. Трудно представить себе широкое распространение сплетен на тему жизни заводского цеха. Напротив, пользуются спросом сплетни из «высших сфер» — политиков, артистов, людей «на виду». В этом случае факт популярности фигуры является условием возникновения и распространения сплетни.
Слухи касаются всех — в этом залог их массовости. Сплетни касаются немногих, но эти немногие интересны многим. Механизм иной, хотя результат сходный. Как и слухи, сплетни удовлетворяют определенную информационную потребность. Однако это потребность не в жизненно важной, а как бы в дополнительной информации о жизни популярных персон и закрытых для большинства общностей. Сплетни более информативны, конкретны и детализированы, но менее эмоциональны.
Обычно сплетни носят более локальный и «интимный» характер. Они имеют оттенок непристойности и касаются как бы запретных, сокрытых в силу их «неприличности» тем. Сплетня — это информация, о которой нельзя написать. Она принципиально относится к разряду «непечатной». Как правило, сплетни передаются секретно, с ощущением принадлежности сплетников к определенному «кругу», и касаются тех вопросов, на публичное и гласное обсуждение которых обычно накладывается табу.
Психологические функции сплетен. Обычно выделяется шесть конкретных функций сплетен, удовлетворяющих соответствующие потребности аудитории.
Информационно-познавательная функция сплетни вывернута наизнаку. Сплетня — особое дополнение к иной, официальной, институционализированной, нормативной и общедоступной информации. В отличие от такой «отлакированной» информации, сплетня представляет своего рода «изнанку событий» и выступает в виде «изнанки информации».
Дело в том, что в тот самый момент, когда человек сталкивается с конкретной сплетней, потребность в объективной информации мгновенно преображается в свою противоположность. Реально оказывается, что мы не так уж и нуждаемся в этой самой «объективной информации» — ее и так более чем достаточно в средствах официальной коммуникации, в газетах, на радио и телевидении. Современный человек испытывает своеобразный эмоциональный голод в отношении необъективной, субъективной информации, особенно — с привкусом «клубнички».
Польский исследователь С. Ендржевский писал: «Эмоциональное, заинтересованное отношение к событиям, сам способ коммуникации, в ходе которого накладываются друг на друга, пусть даже не преднамеренные, дезинформации сообщающих и принимающих, ведут к тому, что информация становится малоправдоподобной. Сплетня не ликвидирует дефицит информации, но может возбудить определенные настроения или поддерживать их». В этом и прелесть сплетни: камуфляж информативности способствует ее распространению, хотя результат оказывается дезинформационным.
Аффилиативно-интеграционная функция. Обмен сплетнями свидетельствует об определенном сходстве характеров и иерархий ценностей обменивающихся сплетнями людей. Сплетня — не слух, которым можно поделиться «на ходу» с любым собеседником. Она требует определенного, подчас даже извращенного вкуса. Сплетники — особенные люди. Как правило, они образуют свою компанию, создают своеобразный информационный «кружок». Аффилиативная сила сплетни увеличивается за счет ее интеграционных свойств. Сплетня — один из важных инструментов формирования специфического «мы — сознания», психологического возникновения «своей» общности. Давно известно: «Те, с кем мы занимаемся сплетничеством, — это всегда как бы "свои". Таким образом проявляется и укрепляется внутренняя связь и обособленный характер группы (клики, «котерии», или даже массы). Сплетня становится плоскостью противопоставления «мы — они».
Развлекательно-игровая функция. В отличие от слуха, который обычно воспринимают и передают всерьез, сплетню распространяют легко, как бы играючи, с шуткой и определенной иронией. Этому способствуют и некоторая легкомысленность содержания сплетен, и их подчас достаточно юмористический характер. Справедливо было подмечено: «В сплетне можно найти различные формы комизма — прозаические кулисы того, что пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность одних и тех же людей, забавные конфликты социальных ролей и т. д.» (Jendrzejewski С. Spoleczne funkcje plotki // Czlowek i swiatopoglad. — 1975. — № 3. — S. 70-72).
Сплетни сближаются с анекдотами, но носят более конкретный и правдоподобный характер. Как и анекдот, сплетня — способ развлечь другого человека.
В отличие от слуха, передача сплетни не обязательна. Она не так возбуждает передающего и не является жизненно важной для воспринимающего.
Проекционно-компенсаторная функция. Почти любая сплетня, даже имеющая в основе достоверные факты, это «придуманная» информация — не сообщение информационного агентства, а художественное творчество в жанре устного рассказа. Жанр диктует свои законы: на объект сплетни проецируются вытесненные свойства и склонности сплетников, приписываются близкие им самим характеристики людей, их личные симпатии и антипатии. В силу своей «художественности», сплетни способствуют порождению и сохранению легенд и мифов, поставляя якобы подтверждающие их факты, «обоснования» и «иллюстрации». Некоторые сплетни из жизни «великих» или просто известных и популярных людей находят место на страницах развлекательных изданий (рубрика «Светские хроники»). Таким образом сплетни могут менять жанр — из неофициальной информации, передаваемой «по секрету», «из уст в уста», они превращаются в печатную, публичную и институционализированную информацию. К ней же предъявляются иные критерии достоверности — напечатанное в газете или сказанное с телеэкрана воспринимается как практически бесспорный факт.
Функция социального контроля. Сплетня — составная часть общественного мнения и элемент скрытого механизма неформального контроля масс над элитой. Опасения сплетен, страхи, связанные с возможностью их появления, бывают (особенно для конформистов или просто опасливых политиков, небольших и недостаточно психологически мобильных групп) одним из, факторов, определяющих поведение таких людей. Эта функция отражает формирование упоминавшегося «мы — сознания», только в инвертированной, перевернутой форме. С точки зрения социального контроля, в качестве «мы» выступают контролируемые — элита, опасающаяся негативных оценок масс. Группой «они» для элиты оказываются массы.
Тактическая функция. Сплетня может использоваться в качестве своеобразного оружия в борьбе между политиками, группами или массовыми общностями. Сплетни могут распускаться в расчете на негативное воздействие на репутацию и имидж оппонентов. С их помощью снижается доверие к противникам, возбуждаются отрицательные эмоции и негативное отношение.
© Д.В. Ольшанский, Политическая психология, М. 2002 г.
Поделиться32009-11-11 16:41:40
Igor, вот это даа! Статейка супер. Вы молодец! Такой активный, спасибо.
А я вообще, скорее отрицательно отношусь к сплетням и слухам. Желтую прессу не читаю.
Поделиться42009-11-15 14:19:35
Я тоже не читаю и не смотрю эти тупые передачи про "бомонд".
Поделиться52009-11-25 16:02:44
Самое интересное, что их никто не читает и не смотрит - но все обо всем знают.
Поделиться62010-03-06 22:06:11
Слухи - это ведь хороший коммерческий ход. "Сарафанное радио" может привести к хорошим результатам и сверхприбылям. Иногда стоит только сказать "а вот я такой хороший продукт вчера пробовал. и вот какие у него удивительные возможности...а цена для этого вообще низкая"...и вот тут-то и начинается, как говорится - и понеслась))
Поделиться72010-03-08 12:04:19
Полностью согласна с вами, Лена.) Мы (люди) постоянно советуем что-то знакомым, друзьям, и.т.д. И обсолютно бесплатно. А ведь это реклама чистой воды.)