Сколько получают социологи?
Рынок труда Социологов любят почти везде, заверили "Деньги" представители этой профессии. Однако платят хорошо далеко не всем.
В представлении обывателя социолог -- это человек, который пристает на улице с докучливыми вопросами, уговаривает ответить на них по телефону, приходит с анкетами на дом. На самом деле без них не обходится уже ни одна сфера деятельности, и диплом социолога вполне может обеспечить неплохую карьеру.
Теоретики и практики
Интерес к социологам постоянно растет, отмечают сами представители этой профессии. По словам руководителя социальных проектов компании Eximtec Светланы Пивторак, украинские рынки развиваются, и, как следствие, возникает большое количество вопросов, ответы на которые можно получить только с помощью социологии. "Сейчас в Украине в сфере маркетинговых исследований существует большой спрос на опытных социологов, действительно владеющих математической статистикой, способных правильно интерпретировать собранные данные", -- рассказывает г-жа Пивторак.
Директор научно-исследовательского центра социологии "Социоплюс" при НТУ КПИ Анатолий Мельниченко говорит, что для человека, получившего диплом социолога, возможны два пути развития карьеры: теоретический и прикладной. Теорией занимаются "фанатики" специальности в различных институтах. В Украине социология как наука получила развитие только в девяностых годах прошлого века, поэтому она все еще формируется, отмечает г-н Мельниченко. Скорой славы, занимаясь теорией, конечно, не добьешься, но можно стать широко известным в узких кругах специалистом.
Для тех, кто хочет найти применение в современном ненаучном мире, есть масса разнообразных возможностей. Социолог применим в сфере культуры, туристическом и рекламном бизнесах, в HR-сфере, маркетинге и так далее. Прикладники необходимы буквально везде -- ведь это люди, обладающие методиками сбора информации, умением анализировать, сопоставлять факты, находить проблемы и самое главное -- умеющие подсказать их решение", -- поясняет Анатолий Мельниченко.
Важнейшее требование к социологу -- основательное и разностороннее образование. Он должен совмещать в себе знание математики, истории, психологии, экономики и обладать развитым аналитическим мышлением. Личностные качества для социологов одним словом не опишешь: если это интервьюер, работающий на полевых исследованиях, то тут необходимы обаяние, умение расположить к себе собеседника и слушать. Для аналитика более важно аналитическо-синтетическое мышление и не в последнюю очередь -- склонность к математике. Для теоретиков, готовящих инструментарий, нелишним будет серьезное базовое образование, знание психологии, философии, антропологии.
Еще одно важнейшее качество социолога, отмечают эксперты -- честность. Такое понятие, как профессиональная этика, не должно быть для специалиста в этой области пустым звуком. "Социолог имеет возможности для манипуляции общественным мнением, поэтому при подборе кадров нужно учитывать и личные качества человека, такие как принципиальность и честность", -- уточняет Светлана Пивторак.
Бизнес-социология
По рассказу социолога исследовательской компании, ярким примером его деятельности в сфере бизнеса можно назвать консультацию одной западной компании, начавшей свою работу в Украине. "Руководство задавалось вопросом -- в чем причина постоянной текучки кадров на их предприятиях, несмотря на высокую зарплату? Видимо, кадровая служба не смогла найти причину", -- рассказывает Дмитрий Кривенко, сотрудник социологической службы столичной консалтинговой компании. По его словам, посредством анонимного анкетирования, собеседований и анализа выяснилось, что именно не устраивало сотрудников компании. "Жесткий дресс-код, хочешь покурить -- выходи на улицу, отпуск две недели, ненормированный рабочий день. Вроде бы, мелочи, однако фирма несла большие убытки", -- продолжает Дмитрий Кривенко.
Такой социологический аудит сейчас становится все более актуальным для украинских компаний. Однако, как подчеркивает Дмитрий Кривенко, крупные корпорации уже имеют в своих департаментах социологов, работать на аутсорсинг сейчас возможно в средних фирмах, которые пока не могут позволить себе огромный штат кадровых служб.
Особенно наживаются социологи в период политических акций: выборов, референдумов. "Однако заработать удается лишь известным, уважаемым компаниям, которые работают в связке с политологами", -- подчеркивает г-н Кривенко.
Кроме того, социологи востребованы в специализированных маркетинговых и рекламных агентствах. По словам Татьяны Топчий, менеджера рекрутинговой компании Headhunter, социологи нужны в отделах маркетинга крупных коммерческих компаний, причем спрос на них постоянно растет. Однако, по ее мнению, на хорошо оплачиваемые должности могут устроиться только опытные специалисты. Но и начать карьеру выпускникам профильных факультетов, согласным работать за небольшие деньги, несложно.
Консалтинговые компании, которые проводят регулярные исследования в тех или иных сферах, постоянно набирают новичков на краткосрочные проекты. Преимущественно речь идет о работе "в поле", но полученный опыт позволит впоследствии найти постоянную работу. "В первую очередь начинающие социологи стремятся получить работу в крупной компании. Но в не меньшей степени они интересуются и работой в научных институтах и специализированных службах. Однако специалистам без научной степени устроиться туда сложно", -- рассказывает директор Working People Group Анжела Ястреб.
Также можно найти себя и в рекрутинге, так как специальность социолога близка к психологии. "Умение проводить структурированные интервью и правильно интерпретировать ответы высоко ценится в области HR", -- говорит Анжела Ястреб. И добавляет, что весьма распространен и уход социологов в маркетинг и рекламу: при получении дополнительного образования переквалификация не занимает много времени. Нередко, начав работу в рекламном агентстве по специальности, социологи уходят на повышение на другие должности.
Социальное учение
Выучиться на социолога студенту-контрактнику в среднем обойдется в 2--4 тыс. грн. за семестр. А карьерная лесенка социолога-новичка начинается с полевых исследований. "Нужно побегать на интервью, наработать опыт общения с людьми, работая сначала стажером, далее -- уже самостоятельным специалистом, потом -- руководителем проекта или отдела", -- отмечает Анатолий Мельниченко
При этом, говорит г-н Мельченко, необходимо быть готовым к тому, что социологу всю жизнь приходится заниматься самообразованием, постоянно повышать квалификацию, посещать курсы. По его словам, в динамичном мире методы сбора, передачи, хранения информации постоянно меняются. Например, еще лет 30 назад никто из социологов даже не представлял себе соцопрос по Интернету, теперь же это нормальная практика.
Тренинги для социологов, различные мастер-классы проводятся постоянно. Как правило, учат там новым методикам исследований. Стоимость курсов самая разнообразная -- от 200--300 грн. в день до $1,5 тыс. за трехдневные курсы. "Но, все-таки, у нас заслуженным уважением пользуются высшие курсы при НАН Украины, стоимость которых невысока -- около 400 грн. за день", -- уточняет г-н Мельниченко. По его словам, в Украине уже практически сложилась школа социологии. Есть преподаватели, предлагающие мастер-классы, и именно у них г-н Мельниченко и рекомендует учиться.
Цена общественного мнения
"Диапазон зарплат для социологов в Киеве достаточно широк и может колебаться от $400 до нескольких тысяч долларов", -- говорит Светлана Пивторак. Уровень заработной платы зависит от образования, опыта работы, владения современными методиками проведения исследований, знания языков.
Действительно, разброс по зарплатам у социологов очень существенный. Например, в госслужбах зарплата специалиста второй категории составляет 400--800 грн. в месяц. Если это частная компания, то там зарплаты опытного социолога в столице составят минимум $400 в месяц, в регионах -- около $200--300 в месяц. Новичок зарабатывает не более $200--250 в месяц в Киеве, заработки в регионах в два раза ниже. Зарплата руководителей проектов в крупных исследовательских компаниях достигает $1000--2000. Сделав карьеру в рекрутинге, социологи претендуют на доход как минимум в $500--700 в месяц. Столько же позволяют заработать маркетинг или реклама.
Сами социологи оптимистично смотрят на развитие своей профессии и ее потенциал. "Сегодня бизнес и политика очень прагматичны, никто не хочет тратить деньги бездумно, и как никогда ценны аналитики -- специалисты по изучению общественного мнения. Поэтому уверен, что общество и дальше будет прислушиваться к нашему анализу", -- подытожил Дмитрий Кривенко.
Общественные деньги
Зарплаты социологов по разным сферам занятости, $
Должность Максимальная Минимальная
Штатный социолог крупного предприятия 1000 400
Штатный социолог-кадровик мелкого предприятия 400 200
Социолог в НИИ 400 150
Социолог в рекрутинговой компании 800 350
Социолог в рекламной компании (департамент стратегического планирования) 2000 600
Социолог в исследовательской компании 1500--2000 400
Интервьюер 500 100
Социолог-аналитик 1000 400
Введение в обществоведение
Екатерина Соколюк,
социолог, работает в рекламном агентстве:
-- В 60% случаев человек с дипломом социолога занимается маркетинговыми исследованиями. Работу социолог может найти в специализированных исследовательских агентствах, отделах исследований производственных и непроизводственных компаний, иногда -- в рекламных агентствах. Надо сказать, агентств, занимающихся маркетинговыми исследованиями, становится все больше. Поэтому и спрос на профессиональных социологов достаточно высок. Да и в самих компаниях активно развиваются аналитические и исследовательские департаменты, где также востребованы знания социологов.
Приблизительно 5% выпускников социологических факультетов занимаются научной деятельностью. Остальные 35%, начиная работать на позиции того же исследователя, уходят глубже, скажем, в маркетинг, рекламу и брендинг. Они уже не занимаются сбором и интерпретацией данных, а используют их как инструмент для принятия стратегических решений.
Ну и, безусловно, как и с любым высшим гуманитарным образованием, можно найти работу, скажем, в той же журналистике.
"Деньги"( №27 05.04.2007)[/hide][/